Суши весла в межсезонье
Для многих любителей рыбной ловли, за исключением, пожалуй, некоторых заядлых спиннингистов, наступила пора, когда они оказались как бы на распутье: летний сезон завершился, а зимний еще не наступил. Одним словом, межсезонье. Как говорится, время сушить весла и готовиться к первому льду.
Сушить весла – значит, подготовить и убрать летние снасти на зимнее хранение.
Уважающий себя рыболов не бросит свои сослужившие добрую службу снасти до весны как попало.
Иначе проводочные и спиннинговые катушки могут заржаветь, лески на мотовильцах удочек растянутся и потеряют свою прочность.
А поэтому катушки необходимо насухо протереть и смазать их трущиеся части специальным маслом.
Если леска на мотовильцах слишком натянута, ее следует размотать и заново смотать, но без натяжки.
Особой заботы и внимания при подготовке на зимнее хранение требует от рыболова прорезиненная надувная лодка.
Во-первых, эта вещь сама по себе требует особого за ней ухода.
Во-вторых, она дорогая, не будешь же на каждый летний сезон наряду с лесками или крючками покупать новую лодку.
Поэтому каждый владелец лодки прямо заинтересован в том, чтобы она прослужила как можно дольше. А значит, и хранить ее надо как следует.
Я впервые купил себе лодку в 1969 году. И прослужила она мне 18 сезонов! Лодка была двухместная, польского производства, голубого цвета с желтыми поперечными полосами на клееных стыках, с высокими бортами.
Помнится, я как ребенок радовался этой рыбацкой обновке, заботливо ухаживал за ней, берег. И когда, несмотря на все мои старания и заботы, она со временем все-таки износилась, когда резина на ней стала трескаться и пропускать воздух, мне пришлось скрепя сердце отнести ее на свалку.
Я расставался с ней не как с дорогой вещью, а как с другом, к которому бесконечно привык и который служил мне верой и правдой. Не счесть, сколько километров водной глади пересек я на своей лодке, сколько раз ночевал на ней на берегу, перевернув ее вверх дном.
Но встречаются рыболовы, которые со своими лодками обращаются иначе. Один знакомый рыболов как-то в разговоре посетовал на то, что его лодка хотя почти новая, всего третий сезон на ней рыбачит, но уже стала расклеиваться, пропускать воду.
– Зимой ты ее где и как хранишь? – спросил я его.
– Заворачиваю в чехол – и на балкон, – последовал ответ. – Что с ней случится?
А случиться с ней может именно то, что уже случилось: лодка преждевременно стала непригодной. Я удивился подобному, на мой взгляд, варварскому отношению к такой легкоранимой и нежной вещи, как резиновая лодка. И пытался объяснить собеседнику, что именно потому, что его лодка не одну зиму пролежала на морозе, она так быстро пришла в негодное состояние. Ведь при низких температурах резина дубеет, начинает трескаться, стареет. А клееные швы – расклеиваются.
Так что же надо сделать, чтобы максимально продлить срок жизни лодки? Где и как ее надо хранить?
Прежде чем положить лодку на зимнее хранение, ее необходимо к этому подготовить. Прежде всего – надо тщательно вымыть ее с мылом. При этом особое внимание надо обратить на края днища между надувными бортами. Здесь всегда скапливаются песок и грязь, которые в обязательном порядке необходимо удалить.
Особенно опасны песчинки: они травмируют, царапают верхний защитный слой. Для тщательной промывки лодку надо предварительно накачать и установить в наклонном положении, чтобы с нее стекала вода.
После промывки лодку надо поставить на просушку в наклонном положении, не выпуская из нее воздуха. Чтобы высыхание шло равномерно и быстрее, лодку желательно периодически переворачивать, попеременно ставя с одного бока на другой.
Обнаруженные мокрые места вытирать сухой тряпкой. Когда внешняя поверхность высохнет, надо выпустить из лодки воздух и вывернуть ее днищем наружу. Места у стыков днища с бортами надо осмотреть особенно внимательно, начисто протереть их и дать просохнуть.
Когда лодка полностью просохнет, надо протереть ее сухой тряпкой вместе с порошком талька по всей поверхности. Тальк предохраняет резину от сырости, препятствует ее слипанию при долговременном хранении.
Обязательно надо засыпать немного талька и внутрь резиновых камер, а лучше вдуть его туда с помощью насоса.
Конечно, был бы идеальный вариант, если бы была возможность оставить лодку на зимнее хранение в развернутом виде, частично накачанной, при достаточно теплой температуре воздуха. Но, к сожалению, такой возможности, особенно в городских условиях, нет. Поэтому приходится укладывать лодку в чехол и хранить ее где-нибудь в шкафу, в кладовке или на антресолях. При этом лодку надо сворачивать и упаковывать как можно свободнее, не допускать острых изгибов. Иначе на этих местах могут появиться трещины.
Чем свободнее свернута лодка, чем больше радиус закругления на изгибах, тем меньше вероятность появления трещин на этих местах. А чтобы избежать острых изгибов, не следует выпускать из лодки весь воздух.
Примерно раз в три месяца лодку желательно накачать, чтобы проветрить внутренние стенки камер, затем переложить ее так, чтобы старые сгибы не совпадали с новыми.
Лодку следует хранить в сухом помещении, примерно при комнатной температуре, но ни в коем случае не ниже нуля градусов. Она должна быть защищена от прямых солнечных лучей. Рядом с ней не должно быть нагревательных приборов.
Ее необходимо оберегать от воздействия машинного масла, бензина, керосина, кислот, щелочей и других химически активных веществ. Они разрушают резиновый слой и текстильную основу.
Весла и насос также необходимо тщательно очистить, промыть и просушить. При укладке насоса надо проследить, чтобы шланг от него был в расправленном состоянии, без резких перегибов.
Так что не поленитесь позаботиться о своей лодке. В благодарность за это она и прослужит вам дольше.